Влияние родительских установок на развитие личности ребенка
Влияние родительских установок на развитие личности ребенка
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух
взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое — сознание и
подсознание.
В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение
к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая
защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном
развитии ребенка играют родительские установки.
Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны,
постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены,
тем их действие сильнее. Раз, возникнув, установка не исчезает и в
благоприятный для нее момент жизни ребенка воздействует на его поведение и
чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка,
причем постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей
и окружающих. Например, контрустановка «Ты все можешь!» победит установку
«Неумеха, ничего у тебя не получается!», но только в том случае, если ребенок
действительно будет получать подтверждение своим способностям в реальной
деятельности (учение, рисование, лепка, пение и т. д.).
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и
способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и
не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты
психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем
мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение
положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки,
сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а
мудрость — глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Внимательно рассмотрите таблицу часто встречающихся негативных родительских
установок, обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для
личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки.
Проанализируйте, какие директивы, оценки, и установки вы даете своим детям.
Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в
позитивные, развивающие в ребенке веру в себя, богатство и яркость
эмоционального мира.
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
Сказав так:
Подумайте о последствиях
И вовремя исправьтесь
"Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить..."
Нарушение взаимоотношений с родителями, "уход" от них,
скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.
"Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!"
"Все вокруг обманщики, надейся только на себя!"
Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи,
проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги.
"На свете много добрых людей, готовых тебе помочь..."
"Ах ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый!"
Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство
беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в
своих силах и возможностях.
"Как ты мне нравишься!"
"Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!"
Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших,
несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения,
тревожность.
"Смелее,
ты все можешь сам!"
"Всегда ты не вовремя, подожди..."
Отчужденность, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение
беззащитности, ненужности, "уход" в себя, повышенное
психоэмоциональное напряжение.
"Давай я тебе помогу!"
"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!"
Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости,
сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.
"Держи себя в руках, уважай людей!"
Естественно, список установок может быть намного больше. Составьте свой
собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие,
ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в
будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребенка, его
поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
Как часто вы говорите детям?…
· Я сейчас занят(а)…
· Посмотри, что ты натворил!
· Это надо делать не так…
· Неправильно!
· Когда же ты научишься?
· Сколько раз я тебе говорила!…
· Ты сведешь меня с ума!
· Вечно ты во все лезешь!
· Уйди от меня!
· Встань в угол!
Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не
удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал
скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
А эти слова ласкают душу ребенка:
· Ты самый любимый!
· Ты очень многое можешь!
· Спасибо!
· Что бы мы без тебя делали?!
· Иди ко мне!
· Садись с нами!..
· Я помогу тебе...
· Я радуюсь твоим успехам!
· Что бы ни случилось, твой дом
— твоя крепость.
· Расскажи мне, что с тобой...
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и
счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребенку вовсе не нужна
оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребенок — не
беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая
боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов,
чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и
жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний
родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.