Портфолио школьника
Портфолио ученика начальной школы
Портфолио ученика младших классов есть далеко не в каждой школе. Пока он
вводится в рамках эксперимента. Но все идет к тому, что спустя всего несколько
лет портфолио станет обязательным атрибутом ученика начальной школы. Возможно,
мой опыт этом вопросе будет полезен читателям портала "Солнышко"
1. С чего начать?
Составление портфолио, действительно, наиболее актуально в средней и основной
школе. И вот вопрос: имеет ли право на существование портфолио в начальной
школе и если да, то в какой форме оно может быть представлено? Разумеется,
многие разделы из Портфолио-9 не подходят. Чем их заменить? Делать
ли портфолио комплексным или ограничиться одной его частью? На все эти вопросы
можно найти ответы, поразмыслив над тем, каковы основные цели и задачи ведения
портфолио в начальных классах.
2. Цели и задачи.
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе (я надеюсь!)
является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. А
вот как определяет основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах
учитель из Санкт-Петербурга Ольга Уханова1:
— создание ситуации успеха для
каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к
самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой
деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии2, формирование умения анализировать
собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися
возможностями ("я реальный", "я идеальный");
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к
самосовершенствованию.
Для решения этих задач (по мнению
многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на
портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел
"ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным, раздел
"Официальные документы" должен отойти на второй план и использоваться
только в качестве приложения!
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный
творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".
3. Главное не победа, главное - участие!
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению
самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого
ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно
усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка
за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в
учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области
образования принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой
творческой личности следует считать не "выдающиеся способности"
(высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию3 (жизненные цели). Именно она
рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала
личности.
4. Как выглядит портфолио ученика начальной школы?
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И
это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя,
подойти к творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Как
правило, администрация школы дает советы, рекомендации по оформлению.
Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика
начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои
достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально
подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты). Об
опасности такого подхода поговорим чуть дальше. А пока напомню, что для
"борьбы" с подобного рода обязаловкой и прочими
"административными перекосами" существует такой орган, как
попечительский совет школы. Отстаивайте интересы своих детей. Действуйте!
5. Возможный вариант составления портфолио ученика начальной школы.
5.3. Как и чем наполнить портфолио ученика начальной школы
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение,
класс), контактную информацию и фото ученика.
Считаем важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа.
Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему
возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет
представиться другим.
РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка.
Возможные заголовки листов:
· "Мое имя" -
информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых
людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или
интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
· "Моя семья" - здесь
можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей
семье.
· "Мой город" - рассказ
о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно
разместить нарисованную вместе с ребенком схему
маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные
места (пересечения дорог, светофоры).
· "Мои друзья" -
фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
· "Мои увлечения" -
небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о
занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных
заведениях дополнительного образования.
· "Моя школа" - рассказ
о школе и о педагогах.
·
"Мои любимые школьные предметы" - небольшие
заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне
нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные
предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете,
найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету.
Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами,
интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости
чтения, творческими работами.
РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно
отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в
школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету
к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот
раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки,
сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее
фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при
наполнении этого раздела!
Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в
конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии:
название, когда, где и кем проводилось.
Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ
или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом,
сделать распечатку тематической странички
РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ"
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных
программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение
экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя
которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность
выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет
смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк
"Творческого задания". В конце учебного года возможно проведение
презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в
нескольких номинациях.
РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а
также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует
разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в
спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а,
например, в хронологическом порядке.
РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"
В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А жаль!
Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом
его стараний. К сожалению дневники школьников пестрят либо нелицеприятными
замечаниями типа "Не готов к уроку!", либо ничего не отражающей
похвалой типа "Молодец!". А что если вместо того же
"Молодец!" дать небольшой отзыв в портфолио? Например: "Принял
активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию "Цена
Победы". Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно
подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей."
Считаем важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут
высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.
РАЗДЕЛ "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"
В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио,
проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс
содержимое всех разделов надо полностью обновить.
Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку),
а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его
можно озаглавить "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"
И ПОСЛЕДНИЙ РАЗДЕЛ - "СОДЕРЖАНИЕ"
Не увлекайтесь оформлением этого листа, так как его придется обновлять довольно
часто.
6. Важно помнить.
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением
портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он
взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала
построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные
усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс
осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным
результатам и осознание своих возможностей.
А вы обратили внимание на то, что постепенно "человек для общества"
уступает место "человеку для себя"? Вот поэтому и главные усилия в
сфере образования теперь предлагается направлять на развитие прежде всего тех
способностей, которые не вытекают из каких-то абстрактных "общественных
потребностей", а требуются самому человеку для успешной самоактуализации и
самореализации, для продвижения к целям, которые человек поставил себе сам.
|