Мотивация учения младших школьников.
Интерес к учению появляется только тогда,
когда
есть вдохновение, рождающееся от успеха.
В.А. Сухомлинский
Что такое
мотивация?
От чего она
зависит?
Почему один
ребенок учится с радостью, а другой – с
безразличием?
Мотивация – это внутренняя
психологическая характеристика личности, которая находит
выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру,
различным видам деятельности.
Хорошо
известно, что человеческое поведение редко обусловлено одним-единственным
мотивом. Чаще всего их бывает несколько. Ими могут стать идеалы, мечты, чувства. Стремления, интересы
и многое другое. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности
выделены в самостоятельную группу методов обучения на следующих основаниях: во-первых, процесс обучения
невозможен без наличия у учащихся определенных мотивов деятельности; во-вторых,
многолетняя практика обучения выработала целый ряд методов, назначение которых
состоит в стимулировании и мотивации
учения при одновременном обеспечении усвоения нового материала ( учебно-познавательные игры, учебные
дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.)
Деятельность без
мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой.
От того , как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем
усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно , чтобы весь процесс
обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям,
напряженному умственному труду.
Развитие школьника будет более интенсивным и
результативным, если он включен в
деятельность, соответствующую зоне его
ближайшего развития, если учение будет
вызывать положительные эмоции, а педагогическое
взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным,
усиливающим роль эмоций и эмпатии.
Учение имеет ряд мотивов различного
свойства. Все мотивы можно разбить на
следующие группы:
- учебно – познавательные (интерес к знаниям, познавательная
потребность, любознательность и др.)
-
непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх
перед наказанием и др.)
- перспективно – побуждающие (чувство долга и ответственность и др.)
Многочисленные
исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить
целенаправленную работу. Учебно-познавательные мотивы, которые занимают особое
место среди представленных групп,
формируются только в ходе активного
освоения учебной деятельности ( УД ).
УД имеет определенную структуру, которая способствует эмоционально- положительному
восприятию учения, обеспечивает школьнику возможность свободно проявлять эмоции, делает его истинным субъектом УД.
Исследования
психологической службы показывают, что на протяжении всего обучения в начальных классах внутри группы учебно - познавательных мотивов отмечаются
наиболее существенные изменения, а именно увеличивается доля мотивов, связанных
с содержанием учебной деятельности (хочу все знать, люблю узнавать на уроке все
новое и т. д.). Однако параллельно с возрастающим интересом к содержанию
учения к концу младшего школьного
возраста снижается доля мотивации, связанной с процессом познавательной деятельности ( люблю думать, рассуждать,
решать трудные задачи и т. д.)
Учитывая данный факт, учителя начальных классов нашей
школы поставили перед собой задачи:
- разработать мониторинги, направленные на повышение
уровня мотивации младших
школьников;
- сформировать рекомендации по повышению учебной
мотивации детей.
Залог успешности обучения младших школьников –
это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности. Учитель
должен нести в себе жизнеутверждающее начало, радость и успех! Для этого необходимо активно формировать у всех
учителей умение применять самые разнообразные методы стимулирования и мотивы учения. Основываясь на
вышеизложенных фактах можно провести в своем классе для определения мотивов учебной деятельности, нижеследующие
вопросы:
Анкета.
- Учусь
потому, что на уроках интересно.
- Учусь
потому, что заставляют родители.
- Учусь
потому, что хочу получать хорошие отметки.
- Учусь
для того, чтобы подготовиться к будущей профессии.
- Учусь
потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя.
- Учусь
потому, что нравиться узнавать новое.
- учусь
потому, что хочу быть первым учеником.
Изучение мотивов дает возможность наиболее полно характеризовать
человека вообще, а подрастающего
человека особенно. В самом деле, уже знание мотивов поведения школьника,
как интересы, объясняет особенности общения ребенка, подростка. Конечно,
отношение к тому или иному учебному
предмету во многом определяется личными качествами учителя, его эрудицией,
умением увлекательно излагать материал, методическим мастерством. Однако наряду
с этим обнаруживается и другая, весьма характерная зависимость. Отношение к
тому или иному учебному предмету зависит от его общественной значимости,
точнее, от представлений о его значимости, сложившихся у школьников, к
сожалению, далеко не всегда верных преставлений. Педагогу важно знать, какова
общественная ценность и значимость мотивов поведения и учения воспитанников.
Очевидно, совсем различный педагогический подход следует искать к ребенку,
хорошо занимающемуся только потому, что его побуждает страх наказания, или к
его товарищу, самозабвенно увлеченному предметом. Нет нужды повторять хорошо
известную, но далеко не всегда реализуемую истину о том, что одна из главных
задач учителя с первого до выпускного класса – упорно и терпеливо формировать
содержательные и общественно значимые мотивы, которые бы направляли не только
школьную, но и всю последующую жизнь человека.
|