Вторник, 26.11.2024, 19:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт 3 А класса МБОУ гимназии №7

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Родителям

Мотивация учения младших школьников.

Мотивация  учения младших школьников.

Интерес к учению появляется  только тогда,

когда есть вдохновение, рождающееся  от успеха.

                                                                                                                 

В.А. Сухомлинский                                           

Что такое мотивация?

От чего она зависит?

Почему один ребенок  учится с радостью, а другой – с безразличием?

              Мотивация – это внутренняя психологическая       характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

             Хорошо известно, что человеческое поведение редко обусловлено одним-единственным мотивом. Чаще всего их бывает несколько. Ими могут стать  идеалы, мечты, чувства. Стремления, интересы и многое другое. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности выделены в самостоятельную группу методов обучения на следующих  основаниях: во-первых, процесс обучения невозможен без наличия у учащихся определенных мотивов деятельности; во-вторых, многолетняя практика обучения выработала целый ряд методов, назначение которых состоит  в стимулировании и мотивации учения при одновременном обеспечении усвоения нового материала   ( учебно-познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.)

 Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется  вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того , как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно , чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным,  если он включен в деятельность, соответствующую зоне  его ближайшего развития, если учение  будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое  взаимодействие участников образовательного  процесса будет доверительным, усиливающим  роль эмоций и эмпатии.

             Учение имеет ряд мотивов различного свойства. Все мотивы можно разбить  на следующие группы:

- учебно – познавательные (интерес к знаниям, познавательная потребность, любознательность и др.)

-  непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием и др.)

- перспективно – побуждающие  (чувство долга и ответственность и др.)

       Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной   мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Учебно-познавательные мотивы, которые занимают особое место  среди представленных групп, формируются только в ходе  активного освоения учебной деятельности ( УД ).

УД имеет определенную структуру, которая  способствует эмоционально- положительному восприятию учения, обеспечивает школьнику возможность  свободно проявлять эмоции, делает его истинным  субъектом УД.

 

 

                          

 

 

        Исследования психологической службы показывают, что на протяжении всего обучения  в начальных классах внутри группы  учебно - познавательных мотивов отмечаются наиболее существенные изменения, а именно увеличивается доля мотивов, связанных с содержанием учебной деятельности (хочу все знать, люблю узнавать на уроке все новое и т. д.). Однако параллельно с возрастающим интересом к содержанию учения  к концу младшего школьного возраста снижается доля мотивации, связанной с процессом познавательной  деятельности ( люблю думать, рассуждать, решать трудные задачи и т. д.)

Учитывая данный факт, учителя начальных классов нашей школы поставили перед собой  задачи:

- разработать мониторинги, направленные  на повышение  уровня  мотивации младших школьников;

- сформировать рекомендации по повышению учебной мотивации детей.

 Залог успешности обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности. Учитель должен нести в себе жизнеутверждающее начало, радость и успех! Для этого  необходимо активно формировать у всех учителей умение применять самые разнообразные методы стимулирования  и мотивы учения. Основываясь на вышеизложенных фактах можно провести в своем классе для определения  мотивов учебной деятельности, нижеследующие вопросы:

Анкета.

  1. Учусь потому, что на уроках интересно.
  2. Учусь потому, что заставляют родители.
  3. Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки.
  4. Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии.
  5. Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя.
  6. Учусь потому, что нравиться узнавать новое.
  7. учусь потому, что хочу быть первым учеником.

 

       Изучение мотивов дает возможность наиболее полно характеризовать человека вообще, а подрастающего  человека особенно. В самом деле, уже знание мотивов поведения школьника, как интересы, объясняет особенности общения ребенка, подростка. Конечно, отношение к тому или иному  учебному предмету во многом определяется личными качествами учителя, его эрудицией, умением увлекательно излагать материал, методическим мастерством. Однако наряду с этим обнаруживается и другая, весьма характерная зависимость. Отношение к тому или иному учебному предмету зависит от его общественной значимости, точнее,  от представлений о его  значимости, сложившихся у школьников, к сожалению, далеко не всегда верных преставлений. Педагогу важно знать, какова общественная ценность и значимость мотивов поведения и учения воспитанников. Очевидно, совсем различный педагогический подход следует искать к ребенку, хорошо занимающемуся только потому, что его побуждает страх наказания, или к его товарищу, самозабвенно увлеченному предметом. Нет нужды повторять хорошо известную, но далеко не всегда реализуемую истину о том, что одна из главных задач учителя с первого до выпускного класса – упорно и терпеливо формировать содержательные и общественно значимые мотивы, которые бы направляли не только школьную, но и всю последующую жизнь человека.

 

Категория: Родителям | Добавил: OlgaBikkulova (04.01.2011)
Просмотров: 3993 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz